В современном обществе, наблюдаются различные проявления кризиса социального института семьи: появляется определенная категория людей, предпочитающих семье одинокий образ жизни; увеличивается число неполных семей; многие родители предпочитают работу и карьерный рост воспитанию собственных детей; между родителями и детьми утрачиваются близкие эмоциональные и межличностные связи; растут алкоголизм и наркомания среди родителей и их несовершеннолетних детей и т.д. Все это приводит к демографическому спаду и отрицательно влияет на развитие и воспитание личности человека, в том числе представителей подрастающего поколения.
О серьезности вышеперечисленных проблем свидетельствует возникновение в последние годы государственных программ, призванных поддержать социальный институт семьи и оказать ей помощь.
Однако только государственными мерами поддержки семьи проблемы не решить, поскольку, на наш взгляд, среди многочисленных факторов возникновения этих проблем (финансовые трудности, отсутствие жилья, недостаточное количество детских учреждений и т.д.) важнейшее место занимает недостаточный уровень сформированности свойств личности современных молодых людей, обеспечивающих создание и функционирование семьи как важнейшего института социализации ее членов.
Важнейшим волевым и морально-нравственным свойством личности является ответственность, понимаемая как способность и готовность человека взять на себя обязательства (ответственность) за то, что происходит с ним и вокруг него, за собственные действия и поступки, а также за судьбу других людей или ход происходящих событий [4, с. 262]; заключительная оценка хода и результатов деятельности [2]. Нежелание отвечать за выполнение порученных заданий и обязанностей, неспособность осознать социальные или организационные последствия своих действий, склонность возлагать ответственность на внешние обстоятельства [2], «размывание» чувства ответственности за собственные действия в определенной ситуации вследствие присутствия множества других людей, которые все могут рассматриваться как потенциально ответственные за это действие [1, с. 578], понимаются как безответственность.
Нами в рамках системно-функционального подхода к анализу свойств личности А.И. Крупнова исследованы психологические особенности ответственности как совокупности содержательно-смысловых (установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторно-волевых, рефлексивно-оценочных) составляющих 246 мужчин в возрасте 23-32 лет.
В данной работе представлена выраженность гармонических содержательно-смысловых составляющих ответственности (общественно значимых целей, социоцентрических мотивов, осмысленности, продуктивности в предметной сфере), способствующих ее формированию и развитию, и агармонических (личных целей, эгоцентрических мотивов, осведомленности, адаптивности), напротив, затрудняющих этот процесс [3].
С помощью Бланкового теста «Ответственность» А.И. Крупнова [3] в целевом компоненте ответственности мужчин, являющихся отцами, было обнаружено преобладание личностно-значимых целей, установок, намерений и интересов личного характера над общественно-значимыми в процессе реализации ими ответственного поведения, важных в большей степени для себя (чем для других), а в мотивационном – преобладание социоцентрических мотивов, выражающихся в побуждениях, связанных с чувством долга, стремлением реализовать намерения других людей, помочь им, что свидетельствует о некоторой противоречивости мотивационно-целевых установок мужчин. Это подтверждает и отсутствие статистически значимых различий между переменными продуктивного компонента, т.е. одинаковую результативность ответственного поведения как в предметной сфере (учебе, работе, взаимоотношениях с другими людьми), так и в личностно значимой (для решения личных проблем, самовоспитания, достижения благополучия и т. п.) (см. табл. 1).
Таблица 1
Выраженность содержательно-смысловых характеристик ответственности мужчин, являющихся отцами
Компоненты |
Переменные |
Показатели средних значений |
t-критерий Стьюдента |
Уровень значимости различий |
Целевой |
Общественно-значимые цели |
30,45 |
- 10,008 |
0,000 |
Личностно значимые цели |
37,46 |
|||
Мотивационный |
Социоцентричность |
35,37 |
7,899 |
0,000 |
Эгоцентричность |
27,15 |
|||
Когнитивный |
Осмысленность |
37,22 |
14,133 |
0,000 |
Осведомленность |
16,78 |
|||
Продуктивный |
Продуктивность |
35,46 |
0,760 |
0,449 |
Адаптивность |
34,84 |
Примечание: значимые различия выделены жирным шрифтом.
Преобладание осмысленности ответственности над простой осведомленностью об этом свойстве в когнитивном компоненте указывает на глубокое и целостное представление о ней, об осознании мужчинами значимости данного свойства и необходимости проявления ответственного поведения, что, несомненно, способствует дальнейшему развитию у них этого важнейшего базового свойства личности.
Таким образом, анализ содержательно-смысловых характеристик ответственности мужчин позволяет сделать вывод о том, что большинство из них имеют глубокие представления о данном свойстве, его важности, значимости для жизнедеятельности человека и необходимости развития, заинтересованы в выполнении ответственных коллективных, общественно значимых дел, однако реализуют ответственное поведение, руководствуясь чаще всего личностно-значимыми целями, что, возможно, отражает тенденции развития современного индивидуалистического общества. Следовательно, им необходимо больше внимания уделять общественно значимым интересам.
Источники и литература:
- Большой толковый психологический словарь Т. 1 (А – О); Пер. с англ. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. – 592 с.
- Брихцин М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности [Текст]. – М.: Наука, 1989, С. 134-144.
- Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. – М.: НИЦ МГУДТ, 2007. – 56 с.
- Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.