УДК 159.9

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУЖЧИН, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОТЦАМИ

Фомина Наталья Александровна
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,Почетный работник высшего профессионального образования
Пастухова Марина Владимировна
ассистент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного университета имени С. О. Есенина

В современном обществе, наблюдаются различные проявления кризиса социального института семьи: появляется определенная категория людей, предпочитающих семье одинокий образ жизни; увеличивается число неполных семей; многие родители предпочитают работу и карьерный рост воспитанию собственных детей; между родителями и детьми утрачиваются близкие эмоциональные и межличностные связи; растут алкоголизм и наркомания среди родителей и их несовершеннолетних детей и т.д. Все это приводит к демографическому спаду и отрицательно влияет на развитие и воспитание личности человека, в том числе представителей подрастающего поколения.

О серьезности вышеперечисленных проблем свидетельствует возникновение в последние годы государственных программ, призванных поддержать социальный институт семьи и оказать ей помощь.

Однако только государственными мерами поддержки семьи  проблемы не решить, поскольку, на наш взгляд, среди многочисленных факторов возникновения этих проблем (финансовые трудности, отсутствие жилья, недостаточное количество детских учреждений и т.д.) важнейшее место занимает недостаточный уровень сформированности свойств личности современных молодых людей, обеспечивающих создание и функционирование семьи как важнейшего института социализации ее членов.

Важнейшим волевым и морально-нравственным свойством личности является ответственность, понимаемая как способность и готовность человека взять на себя обязательства (ответственность) за то, что происходит с ним и вокруг него, за собственные действия и поступки, а также за судьбу других людей или ход происходящих событий [4, с. 262]; заключительная оценка хода и результатов деятельности [2]. Нежелание отвечать за выполнение пору­ченных заданий и обязанностей, неспособность осознать социаль­ные или организационные последствия своих действий, склон­ность возлагать ответственность на внешние обстоятельства [2], «размывание» чувства ответственности за собственные действия в определенной ситуации вследствие присутствия множества других людей, которые все могут рассматриваться как потенциально ответственные за это действие [1, с. 578], понимаются как безответственность.

Нами в рамках системно-функционального подхода к анализу свойств личности А.И. Крупнова исследованы психологические особенности ответственности как  совокупности содержательно-смысловых (установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторно-волевых, рефлексивно-оценочных) составляющих 246 мужчин в возрасте 23-32 лет.

В данной работе представлена выраженность гармонических  содержательно-смысловых составляющих ответственности (общественно значимых целей, социоцентрических мотивов, осмысленности, продуктивности в предметной сфере), способствующих ее формированию и развитию, и агармонических (личных целей, эгоцентрических мотивов, осведомленности, адаптивности), напротив, затрудняющих этот процесс [3].

С помощью Бланкового теста «Ответственность» А.И. Крупнова [3] в целевом компоненте ответственности мужчин, являющихся отцами, было обнаружено преобладание личностно-значимых целей, установок, намерений и интересов личного характера над общественно-значимыми в процессе реализации ими ответственного поведения, важных в большей степени для себя (чем для других), а в мотивационном – преобладание социоцентрических мотивов, выражающихся в побуждениях, связанных с чувством долга, стремлением реализовать намерения других людей, помочь им, что свидетельствует о некоторой противоречивости мотивационно-целевых установок мужчин. Это подтверждает и отсутствие статистически значимых различий между переменными продуктивного компонента, т.е. одинаковую результативность ответственного поведения как в предметной сфере (учебе, работе, взаимоотношениях с другими людьми), так и в личностно значимой (для решения личных проблем, самовоспитания, достижения благополучия и т. п.) (см. табл. 1).

Таблица 1

Выраженность содержательно-смысловых характеристик ответственности мужчин, являющихся отцами

Компоненты

Переменные

Показатели средних значений

t-критерий

Стьюдента

Уровень значимости различий

Целевой

Общественно-значимые цели

30,45

- 10,008

0,000

Личностно значимые цели

37,46

Мотивационный

Социоцентричность

35,37

7,899

0,000

Эгоцентричность

27,15

Когнитивный

Осмысленность

37,22

14,133

0,000

Осведомленность

16,78

Продуктивный

Продуктивность

35,46

0,760

0,449

Адаптивность

34,84

Примечание: значимые различия выделены жирным шрифтом.

 

Преобладание осмысленности ответственности над простой осведомленностью об этом свойстве в когнитивном компоненте указывает на глубокое и целостное представление о ней, об осознании мужчинами значимости данного свойства и необходимости проявления ответственного поведения, что, несомненно, способствует дальнейшему развитию у них этого важнейшего базового  свойства личности.

Таким образом, анализ содержательно-смысловых характеристик ответственности мужчин позволяет сделать вывод о том, что большинство из них имеют глубокие представления о данном свойстве, его важности, значимости для жизнедеятельности человека и необходимости развития, заинтересованы в выполнении ответственных коллективных, общественно значимых дел, однако реализуют  ответственное поведение, руководствуясь чаще всего личностно-значимыми целями, что, возможно, отражает тенденции развития современного индивидуалистического общества. Следовательно, им необходимо больше внимания уделять общественно значимым интересам.

 

Источники и литература:

  1. Большой толковый психологический словарь Т. 1 (А – О); Пер. с англ. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. – 592 с.
  2. Брихцин М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе:  Активность и развитие личности [Текст]. – М.: Наука, 1989, С. 134-144.
  3. Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. – М.: НИЦ МГУДТ, 2007. – 56 с.
  4. Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
Коментарі до статті:
Лариса Засєкіна [13.05.2014 19:12]
Очень интересная идея! Аналогично можно исследовать речь матерей относительно их ответственности перед детьми и устанавливать отличия с речью мужчин-отцов.
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
inforum.in.ua@ukr.net