УДК 159.923.2

КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вірна Жанна Петрівна
доктор психологічних наук, професор, декан факультету психології Східноєвропейського  національного  університету  імені Лесі  Українки,

Проблема изучения профессионализма является одной из самых актуальных в современной психологии труда. Традиционно под профессионализмом понимают особое качество людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Также в профессионализме отражено приобретение человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которое соответствует стандартам и объективным требованиям в обществе. Оптимальным в рассмотрении профессионализма человека является вариант его интегральной характеристики (как индивида, субъекта деятельности и индивидуальности), которая проявляется в деятельности и общении. Попробуем очертить границы интегративного изучения профессионализма человека, где по нашему мнению, были бы учтены достижения психологии труда, социальной психологии, инженерной психологии, психологии надежности и психологии профессионального здоровья. Прежде всего отметим, что методологической базой определения этих границ является конструктивный принцип сочетания естественнонаучной парадигмы с алгоритмическими технологиями.

Интегративный подход изучения профессионализма инвестирует структурно-иерархические параметры его изучения через описание состава создаваемых элементов (подсистем), их назначение, а также структуры связей между ними. Классически это выглядит следующим образом: профессионализм как акме, строится на знаниях, а на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность. Структура профессионализма определяется совокупностью устойчивых связей между образуемыми элементами: профессиональная производительность, профессиональная идентичность и профессиональная зрелость.

Интегративный подход позволяет определить и результативные признаки профессионализма, где фиксируется описание его функций и критериев. Так основной функцией профессионализма является изменение субъекта труда, результативная сторона которой выражается в получении обобщенных и конкретных полезных результатов, которые удовлетворяют определенные социальные потребности человека. Конкретизация функций профессионализма дает возможность обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально-важные качества и отношение человека к профессиональной деятельности и профессии в целом. Следует отметить, что выполнение функций может сопровождаться получением не только полезных результатов, но и определенных расходов, которые могут быть как материальными, так и нематериальными (психологическими).

Результативная характеристика функций требует дифференциации их критериев оценки. Учитывая активную роль человека в процессе профессионализма, выделяются такие критерии: критерий профессиональной продуктивности, который характеризует уровень профессионализма человека и степень его соответствия социально-профессиональным требованиям; критерий профессиональной идентичности характеризует значимость профессии и профессиональной деятельности для человека как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса; критерий профессиональной зрелости, удостоверяющий умение соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к ней относятся (профессиональная самооценка, уровень притязаний и способность к саморегуляции).

Очерченные границы интегрального изучения профессионализма человека позволяют более полно описать этот психологический феномен в различных видах профессиональной деятельности, способствуют практическому решению задач подготовки профессионалов. Одним из ракурсов представления данного подхода в профессиональной психологии является разработка жизненно-стилевого концепта мотивационно-смысловой регуляции профессиональной реализации личности [1], в котором реализованы конкретные психологические факты профессионального становления специалистов разных специальностей.

В частности, в работе Т. Павлюк раскрыта суть и выяснена роль эмпатийной позиции медсестер как готовности к осуществлению профессиональной деятельности и представлено общую тенденцию трансформации эмпатийной позиции адаптированных специалистов (морально-эмпатийная позиция, идентификационно-эмпатийная позиция, рефлексивно-эмпатийная позиция) на каждом этапе профессионального становления в соотношении с логикой формирования коммуникативно-деонтологических умений медицинского работника [2]. В исследовании А. Зембы конкретизированы эффекты трансформаций (эффект повышения невротизации, эффект повышения критической оперативности, эффект повышения формальной директивности, эффект повышения неформального доминирования и эффект сохранения коммуникативных способностей) профессионально-статусного модуса личностной требовательности (от адаптационно-интернального до стагнационного) на всех этапах профессионального становления государственного служащего центров занятости [3]. З. Крыжановская разработала теоретическую модель структурно-функциональной организации профессиональной самореализации педагогов дошкольных учреждений и выделила такие структурные компоненты профессиональной самореализации (профессиональный опыт, профессиональное самосознание и профессиональное самосовершенствование), функциональное проявление которых происходит через профессиональную компетентность, стремление профессионально осуществлять педагогическую деятельность [4]. Е. Шкарлатюк обосновала психологические условия альтернативной и смысловой организации прогностической деятельности будущего менеджера, а также познавательно-идентификационный и рефлексивно-идентификационный механизмы формирования профессиональных прогнозов будущих менеджеров [5]. А .Остапйовский описал закономерности трансформации содержания семантических конструктов экономического сознания субъектами учебно-профессиональной деятельности в условиях развитости гностической рецепции в осознании предметного содержания семантических конструктов и операциональной интеграции в понимании процессуального содержания объектов экономического сознания [6]. В диссертации И. Грыцюк описано закономерности отображения психологического содержания социальных ориентаций в функциональной целостности их проявления через приобретение эмоционального равновесия, мотивационной ответственности и профессиональной релевантности, что происходит с помощью механизмов активности, интернализации и рефлексивности [7]. А. Губина предложила рассмотрение мотивации достижения успеха в процессе профессионального самоопределения как побудительного механизма профессиональной активности личности, в которой совмещены социально-экономические и рефлексивно-целевые признаки мотивационной направленности эффективной профессионализации [8]. Научная разработка В. Грандт заключается в совершенствовании положений о копинг-ресурсах специалистов экстренных служб как функциональных атрибутах профессионального здоровья, которые выполняют адаптационную, идентификационную и интегративную функции и как факторах сохранения профессионального здоровья специалистов экстренных служб (психофизиологический, личностно-ролевой и организационно-статусный), которые определяют их профессиональную надежность [9].

Результаты комплекса проведенных исследований дают все основания для утверждения их актуальности в дальнейших научных интерпретациях.

 

Источники и литература:

  1. Вірна Ж.П. Мотиваційно-смислова регуляція у професіоналізації психолога: [монографія] / Ж.П.Вірна. - Луцьк: РВВ Вежа, 2003. – 320 с.
  2. Павлюк Т.М. Емпатійні чинники професійної адаптації медичних сестер : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. М. Павлюк. – Івано-Франківськ. : [б. в.], 2007. – 22 с.
  3. Земба А.Б. Особистісна вимогливість як чинник професійної компетентності (на матеріалі держслужбовців центрів зайнятості) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. Б. Земба. – Луцьк. : [б. в.], 2010. – 20 с.
  4. Крижановська З.Ю. Мотиваційні чинники професійної самореалізації фахівців дошкільних закладів : автореф. дис. ... канд. психол. наук / З. Ю. Крижановська. – Луцьк. : [б. в.], 2010. – 20 с.
  5. Шкарлатюк К.І. Особливості формування професійних прогнозів майбутніх менеджерів : автореф. дис. ... канд. психол. наук / К.І.Шкарлатюк. – Луцьк. : [б. в.], 2010. – 20 с.
  6. Остапйовський О.І. Професійна ідентичність в структурі економічної свідомості особистості : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.І. Остапйовський. – Луцьк. : [б. в.], 2011. – 20 с.
  7. Грицюк І.М. Психологічні особливості соціальних орієнтацій майбутніх фахівців соціономічних професій менеджерів : автореф. дис. ... канд. психол. наук / І.М.Грицюк. – Київ. : [б. в.], 2012. – 20 с.
  8. Губіна А.М. Мотивація досягнення успіху як детермінанта професійного самовизначення студентів технічних спеціальностей : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.М.Губіна. – Харків. : [б. в.], 2012. – 18 с.
  9. Грандт В.В. Копінг-ресурси як чинник збереження професійного здоров’я особистості : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В.Грандт. – Київ. : [б. в.], 2012. – 20 с.
Коментарі до статті:
Лариса Засєкіна [13.05.2014 13:34]
Какие основные способы повышения профессиональной производительности преподавателей высших учебных заведений?
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
inforum.in.ua@ukr.net