УДК 378.016:159.9 – 051

ЦЕННОСТНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕГРАЛА УСПЕШНОГО ПСИХОЛОГА

Волошина В. В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и консультативной психологии Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова

Не утрачивает своей актуальности проблема создания новых психотехнологий профессиональной подготовки будущего психолога, которая должна стать целенаправленным алгоритмом ликвидации разрыва между овладением студентом теоретическими знаниями в процессе обучения в высшем педагогическом учебном заведении, объективацией личностных ценностей и способностей, становлением его профессиональных ценностных ориентаций и развитием профессиональных свойств, умений и навыков.

В процесса профессиональной подготовки следует учитывать не только особенности культурно-исторического развития общества, которые изменяют требования к профессии и профессионализму специалистов психологов, но и социально-когнитивное развитие субъекта этой подготовки, формирование его когнитивной, личностной и эмоционально-мотивационной сфер. Психологическая подготовка будущего психолога к профессиональной деятельности должна обеспечивать осознание будущим специалистом собственной системы ценностей, овладение нормативными ценностями профессиональной сферы и синергию личностной и профессиональной аксиологических сфер, что, безусловно, будет способствовать развитию его профессиональной идентичности. Таким образом, психологическая технология профессиональной подготовки будущего психолога должна создавать условия взаимодетерминации личностной и профессиональной системы ценностей студента. Обеспечить этот процесс, по нашему мнению, способна аксиотехнология формирования профессионального интеграла успешного психолога, разработанная с учетом ключевых положений ценностно-личностной парадигмы развития личности. Профессиональный интеграл успешного психолога мы понимаем как ценностное, а, следовательно, осознанное и ответственное отношение психолога к профессиональной деятельности.

Оправданность использования ценностно-личностного подхода в  профессиональной подготовке будущего психолога объясняется тем, что личностное и профессиональное развитие человека невозможны без осознания им смысла и направленности собственного развития, как это было отмечено в исследованиях К.О.Абульханово-Славской, И.Д.Беха, З.С.Карпенко, К.Роджерса и др. [1;2;3;4]. Именно иерархия личностных и профессиональных ценностей, точнее их цикличная взаимосвязь, обеспечивают человеку осознание смысла личностного развития, сознательный выбор собственной профессиональной деятельности, мотивацию действий и поступков и процессе жизнедеятельности в целом. Будущему психологу, как активному субъекту учебной деятельности, с целью осознания собственных переживаний, потребностей и способностей, еще на начальном этапе обучения в вузе необходимо овладеть способностью прислушиваться и принимать собственные чувства, убеждаться в истинности своего чувственного опыта, раскрывать собственные потенциалы и быть мотивированным на осуществление ответственного выбора профессиональной специализации с учетом личностных  индивидуальных характеристик. Поскольку  главным для личности является умение слушать свои чувства и эмоции, которые могут быть неточными с точки зрения объективности, но соответствовать внутреннему личностному восприятию ситуации, можем гипотетически предположить то, что подсознательно эти интуитивные моменты согласовываются и направляются ценностной сферой человека. В связи с этим, алгоритм аксиотехнологии формирования профессионального интеграла успешного психолога должен не только обеспечить студента готовыми, эмпирически достоверными знаниями, но и актуализировать потребность в раскрытии личностных творческих потенциальных возможностей и способностей. Ведь собственный опыт, подкрепленный эмоциональными переживаниями, является более значимым для личности, чем теоретические интеллектуальные выводы научных школ [4].

Исходя из выше изложенного, считаем, что методологической парадигмой аксиотехнологии формирования профессионального интеграла успешного психолога должны стать ключевые положения ценностно-личностного подхода становления личности. Наше понимание ценностно-личностной парадигмы состоит в том, что: 1) ценности являются ключевыми компонентами жизнедеятельности человека, поскольку они выступают личностно значимыми смыслами, которые переживаются как в отношении себя, так и в отношении окружающей действительности; 2) личностные ценности играют значимую роль в выборе будущей профессии, определяя направленность личностного и профессионального роста человека; 3) система коммуникативных связей личности определяется ее ценностным отношением к окружающим; 4) осознание собственной системы ценностей способствует формированию ценностного и ответственного отношения человека к другим; 5) ориентированность на личность и ее жизнь как высшую ценность, обеспечивает гуманистическую направленность развития личности и общества в целом; 6) любые действия и поступки человека, управляемые его ценностным сознанием будут ориентированы на гармонизацию внутреннего мира и отношений с окружающими, поскольку, принятия другого возможно только в случае принятия собственной личности; 7) личностная система ценностей человека истинна только для него и только ему под силу гармонизовать свои личностные смыслы с общечеловеческими, социальными ценностями; 8) от системы личностных ценностей  зависит жизнь человека в целом, поскольку они создают центральную ось, вокруг которой выстраивается система отношений, предпочтений, отношений, жизненных выборов; 9) формирование ценностного отношения к будущей профессии обеспечивает личности возможность самореализации, выстраивания гармонических отношений с окружающими и успех социализации в целом; 10) нормативная аксиологическая основа профессиональной деятельности психолога может быть интериоризированной в систему личностных ценностей только при условии появления ценностного отношения личности к ней.

Согласно изложенных нами методологических положений, профессиональную деятельность будущего психолога необходимо рассматриваться как профессиональную ценность, которая тесно взаимосвязана с системой его личностных ценностей и формируется на ее основе. Ввиду этого аксиотехнология формирования профессионального интеграла успешного психолога должна отражать не только систему усвоения фундаментальных и прикладных знаний, но и в первую очередь, ориентироваться на формирование ценностного отношения будущего психолога, как к собственной личности, так и к профессии.

Обобщая теоретические аспекты аксиотехнологии формирования профессионального интеграла успешного психолога стоит отметить, что ее доминантной составляющей должна стать личность студента-психолога, готового к самопознанию, саморазвитию и поиска путей собственной профессиональной самореализации. Аксиологическая направленность технологии позволяет в рамках учебного процесса в вузе создать условия для актуализации личностной самоценности будущего психолога, раскрыть его способности и потенциальные возможности, способствовать самоопределению, профессиональной идентичности, осуществлению ответственного мотивированного выбора будущей специализации в соответствии с собственными ценностно-смысловыми ориентациями, убеждениями, способностями и индивидуальными отличиями реализовать потребность в личностно-профессиональной самореализации.

Аксиотехнология формирования профессионального интеграла успешного психолога закладывает основы понимания, принятия и безоценочного отношения к окружающим, не акцентируясь на профессиональных, социальных или каких-либо других статусных аспектах жизни человека. Ее целью является целенаправленное формирование целостного аксиологического интеграла успешного будущего психолога с помощью специально созданных психолого-педагогических условий, в которых студент будет иметь возможность занять активную личностную позицию субъекта учебной деятельности в соответствии с собственным профессиональным выбором, личностными способностями, потребностями, уровнем притязаний, мотивацией и образом желаемого профессионального будущего. Поскольку только активный, целенаправленный поиск личностного смысла избранной профессиональной деятельности способен обеспечить интеллектуальное и эмоционально-мотивационное развитие будущего специалиста, необходимо формирование его ответственное, самоценного отношения к самоорганизации и профессиональной самореализации.

 

Источники и литература:

  1. Абульханова-Славська К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.- 299 с.
  2. Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. посібник.– К.:ІЗМН, 1998. - 204 с.
  3. Карпенко З.С. Аксіологічна психологія особистості. – Івано - Франківськ.: Лілея – НВ, 2009. - 512с.
  4. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997. – 320с.
Коментарі до статті:
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
inforum.in.ua@ukr.net