Не утрачивает своей актуальности проблема создания новых психотехнологий профессиональной подготовки будущего психолога, которая должна стать целенаправленным алгоритмом ликвидации разрыва между овладением студентом теоретическими знаниями в процессе обучения в высшем педагогическом учебном заведении, объективацией личностных ценностей и способностей, становлением его профессиональных ценностных ориентаций и развитием профессиональных свойств, умений и навыков.
В процесса профессиональной подготовки следует учитывать не только особенности культурно-исторического развития общества, которые изменяют требования к профессии и профессионализму специалистов психологов, но и социально-когнитивное развитие субъекта этой подготовки, формирование его когнитивной, личностной и эмоционально-мотивационной сфер. Психологическая подготовка будущего психолога к профессиональной деятельности должна обеспечивать осознание будущим специалистом собственной системы ценностей, овладение нормативными ценностями профессиональной сферы и синергию личностной и профессиональной аксиологических сфер, что, безусловно, будет способствовать развитию его профессиональной идентичности. Таким образом, психологическая технология профессиональной подготовки будущего психолога должна создавать условия взаимодетерминации личностной и профессиональной системы ценностей студента. Обеспечить этот процесс, по нашему мнению, способна аксиотехнология формирования профессионального интеграла успешного психолога, разработанная с учетом ключевых положений ценностно-личностной парадигмы развития личности. Профессиональный интеграл успешного психолога мы понимаем как ценностное, а, следовательно, осознанное и ответственное отношение психолога к профессиональной деятельности.
Оправданность использования ценностно-личностного подхода в профессиональной подготовке будущего психолога объясняется тем, что личностное и профессиональное развитие человека невозможны без осознания им смысла и направленности собственного развития, как это было отмечено в исследованиях К.О.Абульханово-Славской, И.Д.Беха, З.С.Карпенко, К.Роджерса и др. [1;2;3;4]. Именно иерархия личностных и профессиональных ценностей, точнее их цикличная взаимосвязь, обеспечивают человеку осознание смысла личностного развития, сознательный выбор собственной профессиональной деятельности, мотивацию действий и поступков и процессе жизнедеятельности в целом. Будущему психологу, как активному субъекту учебной деятельности, с целью осознания собственных переживаний, потребностей и способностей, еще на начальном этапе обучения в вузе необходимо овладеть способностью прислушиваться и принимать собственные чувства, убеждаться в истинности своего чувственного опыта, раскрывать собственные потенциалы и быть мотивированным на осуществление ответственного выбора профессиональной специализации с учетом личностных индивидуальных характеристик. Поскольку главным для личности является умение слушать свои чувства и эмоции, которые могут быть неточными с точки зрения объективности, но соответствовать внутреннему личностному восприятию ситуации, можем гипотетически предположить то, что подсознательно эти интуитивные моменты согласовываются и направляются ценностной сферой человека. В связи с этим, алгоритм аксиотехнологии формирования профессионального интеграла успешного психолога должен не только обеспечить студента готовыми, эмпирически достоверными знаниями, но и актуализировать потребность в раскрытии личностных творческих потенциальных возможностей и способностей. Ведь собственный опыт, подкрепленный эмоциональными переживаниями, является более значимым для личности, чем теоретические интеллектуальные выводы научных школ [4].
Исходя из выше изложенного, считаем, что методологической парадигмой аксиотехнологии формирования профессионального интеграла успешного психолога должны стать ключевые положения ценностно-личностного подхода становления личности. Наше понимание ценностно-личностной парадигмы состоит в том, что: 1) ценности являются ключевыми компонентами жизнедеятельности человека, поскольку они выступают личностно значимыми смыслами, которые переживаются как в отношении себя, так и в отношении окружающей действительности; 2) личностные ценности играют значимую роль в выборе будущей профессии, определяя направленность личностного и профессионального роста человека; 3) система коммуникативных связей личности определяется ее ценностным отношением к окружающим; 4) осознание собственной системы ценностей способствует формированию ценностного и ответственного отношения человека к другим; 5) ориентированность на личность и ее жизнь как высшую ценность, обеспечивает гуманистическую направленность развития личности и общества в целом; 6) любые действия и поступки человека, управляемые его ценностным сознанием будут ориентированы на гармонизацию внутреннего мира и отношений с окружающими, поскольку, принятия другого возможно только в случае принятия собственной личности; 7) личностная система ценностей человека истинна только для него и только ему под силу гармонизовать свои личностные смыслы с общечеловеческими, социальными ценностями; 8) от системы личностных ценностей зависит жизнь человека в целом, поскольку они создают центральную ось, вокруг которой выстраивается система отношений, предпочтений, отношений, жизненных выборов; 9) формирование ценностного отношения к будущей профессии обеспечивает личности возможность самореализации, выстраивания гармонических отношений с окружающими и успех социализации в целом; 10) нормативная аксиологическая основа профессиональной деятельности психолога может быть интериоризированной в систему личностных ценностей только при условии появления ценностного отношения личности к ней.
Согласно изложенных нами методологических положений, профессиональную деятельность будущего психолога необходимо рассматриваться как профессиональную ценность, которая тесно взаимосвязана с системой его личностных ценностей и формируется на ее основе. Ввиду этого аксиотехнология формирования профессионального интеграла успешного психолога должна отражать не только систему усвоения фундаментальных и прикладных знаний, но и в первую очередь, ориентироваться на формирование ценностного отношения будущего психолога, как к собственной личности, так и к профессии.
Обобщая теоретические аспекты аксиотехнологии формирования профессионального интеграла успешного психолога стоит отметить, что ее доминантной составляющей должна стать личность студента-психолога, готового к самопознанию, саморазвитию и поиска путей собственной профессиональной самореализации. Аксиологическая направленность технологии позволяет в рамках учебного процесса в вузе создать условия для актуализации личностной самоценности будущего психолога, раскрыть его способности и потенциальные возможности, способствовать самоопределению, профессиональной идентичности, осуществлению ответственного мотивированного выбора будущей специализации в соответствии с собственными ценностно-смысловыми ориентациями, убеждениями, способностями и индивидуальными отличиями реализовать потребность в личностно-профессиональной самореализации.
Аксиотехнология формирования профессионального интеграла успешного психолога закладывает основы понимания, принятия и безоценочного отношения к окружающим, не акцентируясь на профессиональных, социальных или каких-либо других статусных аспектах жизни человека. Ее целью является целенаправленное формирование целостного аксиологического интеграла успешного будущего психолога с помощью специально созданных психолого-педагогических условий, в которых студент будет иметь возможность занять активную личностную позицию субъекта учебной деятельности в соответствии с собственным профессиональным выбором, личностными способностями, потребностями, уровнем притязаний, мотивацией и образом желаемого профессионального будущего. Поскольку только активный, целенаправленный поиск личностного смысла избранной профессиональной деятельности способен обеспечить интеллектуальное и эмоционально-мотивационное развитие будущего специалиста, необходимо формирование его ответственное, самоценного отношения к самоорганизации и профессиональной самореализации.
Источники и литература:
- Абульханова-Славська К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.- 299 с.
- Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. посібник.– К.:ІЗМН, 1998. - 204 с.
- Карпенко З.С. Аксіологічна психологія особистості. – Івано - Франківськ.: Лілея – НВ, 2009. - 512с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997. – 320с.