УДК 378

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Рыжова Н. А.
доктор педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии,Московский городской педагогический университет

Образование для устойчивого развития (ОУР) – одно из новых направлений дошкольного образования, которое является новым фактором развития личности ребенка в современном обществе. Концепция устойчивого (более точный перевод слова «sustainable» – само поддерживающего) развития общества была сформулирована в 1987 году Международной комиссией Брунтланд по окружающей среде. Ее появление было обусловлено множеством проблем, с которыми столкнулось к тому времени человечество, потребляя все больше ресурсов для своего существования. На сегодняшний день эта проблема стоит еще более остро: природные ресурсы истощаются, природа деградирует быстрыми темпами, окружающая среда становится неблагоприятной для существования и здоровья человека. Решение этих и других экологических, экономических проблем приобретает такую остроту, что оно рассматривается как главное условие выживания всего человечества. Официально считается, что во всем мире переход к устойчивому развитию начался после всемирной правительственной конференции по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В 2012 г. отмечается 20-летие этой конференции и подводятся итоги этого периода. С этой точки зрения важно проанализировать и те изменения, которые произошли в образовании детей младшего возраста.

Окружающая среда, общество постоянно меняются, поэтому должно меняться и образование. Общепризнано, что реализация идей устойчивого развития невозможна без соответствующего образования и перестройки всей системы образования во всех странах. Образование для устойчивого развития затрагивает три крупные области: экологию, экономику, социальные проблемы (включая культуру). Область образования для устойчивого развития (ОУР) – это область пересечения, «объединения» всех трех направлений. В образование детей младшего возраста идеи ОУР пришли позднее, чем в школьное и высшее образование. Наша страна стала одной из первых реализовывать это направление в дошкольном образовании. Еще в конце 90-х годов нами были адаптированы некоторые идеи устойчивого развития для дошкольного образования. В 2008-2012 г. в пилотном проекте Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» был выделен отдельный проект «Мы и природа», который выполнялся в рамках Десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного ООН в 2005 г.  В 2012 году идеи ОУР были включены нами в общеобразовательную программу «Радость открытий» (образовательные области «Познание», «Труд», «Безопасность» и другие).

Образование для устойчивого развития – это смена мировоззрения, формирование новой системы ценностей у взрослых и детей, отказ от потребительского отношения к природе, понимание того, что человек – это всего лишь часть природы, поддержка биоразнообразия и разнообразия культур, изменение своего каждодневного поведения, отношения к окружающей среде и к другим людям, воспитание толерантности, уважение к разным культурам, соблюдение прав ребенка, включая право на качественное образование, на игру, развитие его творческого потенциала, решение гендерных вопросов. Область экономики может быть представлена в дошкольном образовании, прежде всего, изучением различных аспектов ресурсосбережения (экономия воды, энергии, тепла, утилизация и переработка мусора).

Образование для устойчивого развития затрагивает не только содержание, но и методику работы с детьми, взаимоотношения взрослого и ребенка. Поскольку наше общество быстро меняется, одной из важных задач является не усвоение ребенком комплекса определенных знаний и их воспроизведение, а формирование желания учиться, умения учиться и находить информацию, анализировать и обобщать ее, применять полученные знания в повседневной жизни. Оно также предполагает партнерские отношения детей и взрослых (педагогов, родителей), активное вовлечение ребенка в социум, в проблемы родного города (поселка), страны. Немаловажно также решить проблему поддержки детской инициативы и самостоятельной деятельности, что также требует от педагогов пересмотра взглядов на отношения с детьми.

В последние годы  идеи ОУР учитываются в официальных документах многих стран, в частности в стандартах образования детей до 8 лет. Примером может служить Швеция, которая фактически является мировым лидером в реализации идей образования для устойчивого развития детей младшего возраста. Следует отметить, что ОУР стало учитываться в дошкольном образовании позже, чем в образовании более высоких ступеней. Высказывались разные мнения о возможности реализации идей ОУР в образовании детей младшего возраста, однако в последние годы его значение для дошкольного образования признано во всем мире, так как именно в этом возрасте формируется система ценностей человека, основы его мировоззрения. Большой вклад в развитие ОУР  ОМЕП – крупнейшая международная организация по образованию детей до 8 лет. В 2009 году на очередном мировом форуме этой организации ОУР было провозглашено приоритетным направлением работы этой организации. В 2010 году прошел первый симпозиум, посвященный этой проблеме. В документах этого совещания отмечалось, что многие его участники на тот момент даже не имели четкого представления не только о возможностях реализации ОУР, но и о его содержании. В 2011 году ОМЕП объявила о начале международного проекта в области образования детей до 8 лет. Проект включает две части. Первая часть – это опросы детей по определенной методике с использованием логотипа этого проекта – дети разных национальностей моют Землю. Главная идея реализации такого проекта – выяснить, прежде всего, представления и мнения детей из разных стран о проблемах окружающей среды. В 2010-2011 годах в проекте принимали участие несколько десятков стран, в том числе Россия. Были получены очень интересные данные, которые подтвердили, что взрослые недооценивают возможности участия детей в решении различных экологических проблем, а также значение участия детей в различных природоохранных акциях, которые влияют на мотивацию его поступков, определяя будущее отношение к окружающей среде. В разных странах существуют разные подходы к ОУР в дошкольном образовании.  Так, в педагоги Швеции в качестве примера проекта, выполненного в рамках ОУР, рассматривают проект, посвященный изучению условий содержания  домашних кур. Проект начался с вопросов детей о том, откуда берутся цыплята, как они появляются на свет, и т.п. Дошкольники детского сада изучили развитие этих птиц, выяснили, чем они питаются,  а затем посетили ферму и убедились, что куры живут в клетках. Дети решили, что такие условия неблагоприятны для жизни птиц, и предложили родителям покупать яйца только тех кур, которые живут не в клетках. Они написали письмо в местные органы власти со своими предложениями. Экономический аспект проекта состоял в том, что детям объяснили: детский сад может закупать яйца у фермеров, которые содержат кур на воле, но такая продукция стоит дороже, значит, в детском саду будут употреблять в пищу меньше яиц, чем сейчас. Дети согласились. Таким образом в проекте были представлены экологический, экономический и социальный аспекты. В Австралии на территории дошкольных учреждений можно увидеть различные системы водосбережения, энергосбережения и т.п. Многие дошкольные учреждения участвуют в международной программе «Зеленые школы».

Рассмотрим примеры реализации идей устойчивого развития в проектах, выполненных в дошкольных учреждениях нашей страны в рамках международного проекта ОМЕП. Все проекты начинались с обсуждения с детьми тем проектов, выяснения мнения дошкольников по проблеме (поддержка детской инициативы). Воспитатели выслушивали вопросы детей, вместе выясняли, где можно найти на них ответы, вовлекали в проект членов семей, создавали условия для самостоятельной деятельности дошкольников, например, проверки собственной гипотезы экспериментальным путем.

Проект «Время собирать мусор» (детский сад №2382, г. Москва). Дети вместе со взрослыми определяли, сколько мусора (упаковок) накапливается в группе за одну неделю, обсуждали, сколько же пакетов мусора выбрасывает весь детский сад за неделю, выясняли, откуда берется мусор, куда он девается. В каждой группе и в кабинетах заведующей и старшего воспитателя были поставлены специальные коробки для сбора ненужной бумаги и емкости для сбора старых батареек (область «Экономика»). Дети узнали, как мусор, батарейки влияют на окружающую среду, какую опасность таят для животных и растений, почему экономия бумаги помогает сохранять леса (область «Экология»). Дети и взрослые учились сортировать и спрессовывать мусор, чтобы уменьшить его объем, наладили связи с общественными и государственными организациями, которые помогли вывезти мусор, сдать батарейки, сделали собственный пластилиновый мультфильм о том, почему нужно беречь бумагу, и разместили его в интернете, участвовали в международном Дне бумаги и стали победителем конкурса (область «Социальные проблемы»). Проект дал неожиданный экономический эффект: благодаря уменьшению объема мусора и экономии бумаги, детский сад стал вывозить вместо трех два контейнера мусора, и сэкономил средства на оплате одного контейнера. Во время летних пожаров в городе Тольятти сгорела большая площадь леса. Администрация города выяснила, что для его восстановления только силами специалистов понадобится 20 лет и обратилась к горожанам, образовательным учреждениям с просьбой помочь вырастить саженцы и посадить их. Детский сад №104 получил от лесничества саженцы и горшочки для посадки и решил реализовать проект «Наш лес». Воспитатели обсудили с детьми, какие условия требуются для выращивания деревьев, как они связаны с окружающей средой, изучили леса родного края, их обитателей. Дошкольники наблюдали за развитием саженцев, ухаживали за ними. Активное участие в проекте приняли родители. Подросшие саженцы дети и взрослые высадили на месте пожара. В детский сад приходили представители администрации, лесного хозяйства, прессы.

Проект «Детский сад – ботанический сад» (Детский сад №66, г. Волжский) стал частью городского общественного движения «Наш город – ботанический сад». Был объявлен конкурс семейных проектов по оформление клумбы, созданию садово-парковых скульптур, ландшафтных уголков. Дети сами предлагали название клумб, выбирали для них цветы, вместе с родителями рисовали эскизы ландшафтного дизайна. Тем самым педагоги с одной стороны, поддержали инициативу, творчество детей, а с другой – сэкономили средства, которые планировали выделить профессиональному дизайнеру. Родители искали в интернете информацию о растениях, животных, сочиняли с детьми сказки, рассказы. Дома и в детском саду дети выращивали рассаду для посадки на участке, тем самым экономя средства. Большую помощь в оформлении территории оказали Волгоградский Ботанический сад, студенты педагогического университета, представители общественных организаций. Детский сад посетили и представители администрации.

ЦРР-детский сад №2721 г. Москвы посвятил свой проект изучению природы и культуры разных стран. Были сделаны макеты природных ландшафтов (с использованием бросового материала), оформлены мини-музеи, дети читали книги, смотрели видеофильмы о природе, культурных традициях разных континентов. В детский сад пришли студенты разных национальностей, обучающиеся в Москве. Они учили детей писать на их родном языке, танцевать народные танцы, знакомили с национальными музыкальными инструментами, одеждой, блюдами и т. п.

Приведенные примеры показывают, что идеи образования для устойчивого развития в последние годы стали основой модернизации дошкольного образования во многих странах мира. Они успешно реализуются и в российских дошкольных учреждениях, однако в официальных документах, касающихся дошкольного образования, это направление пока не отражено. Этот процесс во многом «идет снизу», то есть благодаря инициативе отдельных ученых, педагогов дошкольных учреждений. Существуют определенные отличия в адаптации идей ОУР в нашей стране и за рубежом. Россия вносит большой вклад в реализацию идей ОУР в дошкольном образовании.
Коментарі до статті:
Інесса Філіппова [15.05.2014 13:26]
Рады вашему участию в конференции.Статья актуальная и интересная. Какие методы работы с детьми сегодня в России наиболее значимые в аспектах межкультурного образования и защиты мира,начиная с дошкольного возраста. Большой привет от всех ваших друзей и членов ОМЕП Украины.
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
inforum.in.ua@ukr.net