В настоящее время особую актуальность приобретают различные аспекты родительской ответственности и безответственности в процессе воспитания детей.
Ответственность является одним из важнейших морально-нравственных и волевых свойств личности, «качеством, характеризующим социальную типичность личности», и понимается как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и быть готовой дать отчет за свои действия» [5, с. 25]; способность и готовность человека взять на себя обязательства (ответственность) за то, что происходит с ним и вокруг него, за собственные действия и поступки, а также за судьбу других людей или ход происходящих событий [6, с. 262].
Нами проведено изучение особенностей данного личностного свойства у 246 мужчин (не являющихся отцами, готовящихся ими стать и мужчин-отцов).
Представим особенности инструментально-стилевых составляющих ответственности 82 мужчин-отцов, состоящих в браке и постоянно проживающих со своими детьми (средний возраст – 32,7 лет).
Ответственность исследовалась с помощью бланкового теста «Ответственность» А.И. Крупнова [1] в рамках системно-функционального подхода к анализу свойств личности А.И. Крупнова [1], [2], [3], [4], согласно которому каждое свойство выступает как система содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих.
Инструментально-стилевые характеристики ответственности представлены динамическими переменными, отражающими стремление и готовность к ответственности, разнообразие приемов и способов реализации ответственного поведения; эмоциональными переменными, дающими представление о содержании эмоций (стенических или астенических), сопровождающих реализацию ответственности как личностного свойства; регуляторно-волевыми переменными, характеризующими особенности активности / пассивности саморегуляции) и рефлексивно-оценочными переменными, объясняющими специфику трудностей (операциональных или эмоционально-личностных), возникающих при реализации ответственного поведения). Среди этих переменных выделяются гармонические (энергичность, стеничность, интернальность), способствующие формированию и развитию ответственности, и агармонические (аэнергичность, астеничность, экстернальность и трудности), затрудняющие процесс ее развития и реализацию ответственного поведения.
В процессе анализа полученных данных в динамическом компоненте ответственности мужчин было выявлено значительное преобладание энергичности, т.е. силы, устойчивости и постоянства стремлений к осуществлению ответственных дел, над аэнергичностью, характеризующейся отсутствием или слабой их выраженностью (см. табл.1).
Таблица 1
Выраженность и соотношение инструментально-стилевых характеристик ответственности мужчин
Компоненты |
Переменные |
Средние значения |
t-критерий Стьюдента |
Уровень значимости различий |
Динамический |
Энергичность |
31,63 |
10,577 |
0,000 |
Аэнергичность |
14,46 |
|||
Эмоциональный |
Стеничность |
32,28 |
6,405 |
0,000 |
Астеничность |
24,72 |
|||
Регуляторный |
Интернальность |
37,43 |
14,591 |
0,000 |
Экстернальность |
19,57 |
|||
Рефлексивно-оценочный |
Операциональные трудности |
13,67 |
1,282 |
0,203 |
Эмоционально-личностные трудности |
12,62 |
Примечание: значимые различия выделены жирным шрифтом.
Эмоциональный компонент ответственности мужчин характеризуется доминированием положительных стенических эмоций над астеническими в процессе выполнения ответственных дел и реализации ответственного поведения.
Показатели выраженности переменных регуляторного компонента ответственности говорят об интернальной саморегуляции, выражающейся в убежденности мужчин-отцов, в том, что они сами являются ответственными за успехи и неудачи в своих делах, об отсутствии стремления надеяться на случайные обстоятельства, везение и других людей.
Между не очень выраженными переменными рефлексивно-оценочного компонента ответственности статистически значимых различий не выявлено, что позволяет говорить о том, что в процессе реализации ответственного поведения мужчины-отцы встречаются с небольшим количеством операциональных трудностей, связанных с несформированностью необходимых волевых привычек и навыков, и с эмоционально-личностными проблемами из-за неуверенности в себе, низкой самооценки и тревожности.
Таким образом, анализ инструментально-стилевых характеристик ответственности отцов позволяет сделать вывод о том, что большинство из них имеют сильное, устойчивое и постоянное стремление к проявлению ответственности, чему способствуют положительный эмоциональный фон настроения и хорошая внутренняя саморегуляция. Однако в отдельных случаях отсутствие опыта при столкновении с новыми и непривычными ситуациями, а также неуверенность в собственных силах и заниженная самооценка создают определенные трудности в процессе воплощения в жизнь ответственных поступков.
Источники и литература:
- Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. – М.: НИЦ МГУДТ, 2007. – 56 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. – М.: Изд-во УДН, 1988. – С. 28-39.
- Крупнов А.И. Системная структура образования и свойств личности // Психолого-педагогический поиск. 2008. № 7. С. 124-127.
- Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73.
- Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 248 с.
- Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.