ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ДОМИНИРОВАНИЕМ ПЕРВОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Фомина Наталья Александровна
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,Почетный работник высшего профессионального образования
Мирчетич Марина Андреевна
аспирант кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

В качестве основного принципа современного образования, в том числе и высшего, выступает принцип гуманизации, предполагающий создание условий, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей и развитие личности каждого обучающегося во всех ее проявлениях.

Характер взаимоотношений человека с окружающей средой в целом, и процесс обучения и формирования личности в частности, в значительной степени обусловливают эмоции, которые включаются практически во все ее образования и участвуют в регуляции ее поведения.

Одна из задач нашего исследования заключалась в изучении особенностей эмоциональной сферы 100 студентов Института иностранных языков Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в возрасте от 19 до 21 года.

Эмоциональность связана с такими психофизиологическими особенностями человека, как соотношение сигнальных систем и темперамент.

С помощью методики Кадырова Б.Р. [1] среди обследованных студентов было выявлено 32 %  лиц с преобладанием первой сигнальной системы, отличающихся высокими активностью, подвижностью, мобильностью, коммуникабельностью, любознательностью, развитым воображением, образной памятью, а также выраженной эмоциональностью, легкостью возникновения и спада эмоций, живостью эмоциональных реакций, впечатлительностью, расположенностью к мечтательности [4].

С помощью методики А.И. Крупнова [2] по системному исследованию темперамента у лиц с доминированием первой сигнальной системы были определены проявления их эмоциональности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах.

Анализ выраженности переменных эмоционально-аффективного компонента их темперамента показал, что у студентов с доминированием первосигнальных функций в коммуникативной сфере преобладают стенические эмоции удовлетворения  и радости (показатель стеничности - 37, астеничности – 28 баллов), в то время как при выполнении физической и интеллектуальной деятельности они переживают как стенические эмоции энтузиазма, воодушевления, прилива сил (показатели стеничности - 29 и 30 баллов соответственно), так и астенические эмоции волнения, неуверенности в себе, тревожности, разочарования (показатели астеничности – 26 баллов). Это подтверждает выявленную у них направленность на общение, коммуникацию с окружающими людьми, приносящую им большое удовлетворение. Кроме того, студенты-первосигнальники обладают высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью (ее показатель – 36 баллов), которая доминирует над эмоциональной реактивностью (ее показатель – 30 баллов), т.е. они многое принимают близко к сердцу, волнуются по пустякам, не могут сохранить спокойствие при неприятных ситуациях и легко провоцируются на необдуманные поступки. Также им свойственна импульсивность, непоседливость, поспешность в принятии решений, склонность действовать, не думая о возможных последствиях, преобладающая над рефлексивностью – способностью к принятию обдуманноых решений и прогнозированию возможных последствий (их средние значения - 31 и 16 баллов). И заметна тенденция к большей выраженности экстравертированности – открытости для мира, склонности к фантазированию, веселью и жизнерадостности [5]. 

Вышеназванные особенности эмоциональной сферы данной группы студентов отражаются в их речевой деятельности, как и любой другой.

В процессе многоуровневого, поликомпонентного анализа текстов-высказываний студентов, проведенного с использованием  методики Н.А. Фоминой (1992, 2002) в рамках предложенной ею концепции комплексного исследования проявлений личности и ее свойств в речи (2002) [3] были выявлены следующие особенности эмоционального компонента их речевых действий, который оценивался по эмоциональной насыщенности, отражающейся в количестве эмоционально окрашенных лексических единиц и фраз, частоте использования смысловых категорий размерности и оценочности, а также окрашенности текстов теми или иными эмоциями.

Тексты студентов с доминированием первой сигнальной системы были не очень эмоциональны: эмоционально окрашенных лексических единиц и фраз в них содержалось немного (7,5%).

Студентами использовались различные средства выразительности речи: эпитеты («золотое время», «драгоценная», «чудесная студенческая пора», «веселая», «незабываемые эмоции»), преуменьшение или литота («человечки»), олицетворение («…внеучебная деятельность, … которая дарит…»), аллегория («…ты, как рыба, не способная метать драгоценную черную икру»), гиперболы («громады учебников», «еда – это то, о чем думает студент каждую минуту своей жизни», «на свете больше нет таких людей, которые могут не спать целыми сутками…»), фразеологические единства («испытывать угрызения совести», «выходить боком», «что есть мочи», «розовые очки», «груз ответственности», «на одной волне», «из последних сил», «отрываться от маминой юбки», «от сессии до сессии живут студенты весело», «понедельник – день тяжелый»), риторический вопрос («Много ли?»), ирония («А уж если оно (студент - прим. автора) не сделало домашнюю работу впервые за 5 лет – то пиши пропало»), парадокс («Можно сказать, что жизнь современного студента одновременно сложнее и проще жизни студента прошлых лет»), противопоставление («однако, с другой стороны…», «а некоторые, наоборот, ходят только на сессию…», «симпатии/антипатии»), аббревиатуры («ВУЗ», «ИИЯ»), эллипсис («две главные проблемы студента – нехватка времени и денег», «ВУЗ – отличная возможность развить старые таланты и открыть новые»), инверсия («по вечерам идут студенты…», «студент – это существо вообще живучее»), сравнения («ходила по университету, как по Храму…», «…ты, как рыба…», «…как лучик»), каламбур («студент сразу должен взять себя в руки, чтобы потом не хвататься за голову»), междометия («О!»), сниженная лексика («шарашкина контора», «не пойми чем», «отксерить»), бессоюзия («бежишь, учишься, общаешься – быстро-быстро!», «нет цели – нет учебы»), анафора («студентом не рождаются, студентом становятся»), параллелизм («трудоголик посещает институт несмотря ни на погоду, ни на лень, ни на болезнь», «здесь все – друзья, которых ценю, преподаватели, которых уважаю, знания, которые хочу получить, примеры, которым хочу следовать»). Иногда ими использовались категории размерности (2,7%), выраженные существительными («весь объем трудностей», «большинство»), прилагательными («многочисленные», «мелкий», «в особо крупных размерах», в более раннем возрасте»), наречиями («очень сложно»), и оценочности (1,8%), представленными сравнительной и превосходной степенями прилагательных («удобнее», «легче», «самое главное», «самое интересное время», «самое счастливое время»), наречиями («слишком», «…это здорово, быть студентом…», «очень сложно», «мастерски»).

Следует заметить, что в текстах студентов-первосигнальников чаще (2,5%) встречалось переживание положительных стенических эмоций и чувств («с доброй счастливой улыбкой», «веселый», «жизнерадостный», «это рай для студента»), чем отрицательных астенических (1,4%) («надоедать», «отвращение», «безвольное существо», «смертные грехи», «к сожалению»).

Таким образом, студентам с преобладанием первой сигнальной системы свойственны выраженная эмоциональность, легкость возникновения и спада эмоций, живость эмоциональных реакций, впечатлительность, расположенность к мечтательности, направленность на общение, стенические эмоции удовлетворения  и радости в процессе коммуникации с окружающими людьми, высокая эмоциональная чувствительность, импульсивность, непоседливость, поспешность в принятии решений и необдуманные действия, а также тенденция к большей экстравертированности, направленности психической активности вовне. При этом тексты-высказывания этих студентов не очень эмоциональны, хотя в отдельных из них используются самые разнообразные средства выразительности. Скорее всего, это связано с невысоким уровнем владения речью современными молодыми людьми, их неумением выражать в речи свои эмоциональные переживания.

 

Источники и литература:

  1. Кадыров Б.Р. Способности и склонности // Психофизиологическое исследование. – Ташкент. – 1990 .  – С. 61.
  2. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента.– М.: РУДН, 1992.
  3. Фомина Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. – М., 2002.
  4. Мирчетич М.А., Фомина Н.А. Лингвистические характеристики текстов и психологические особенности речевых действий студентов с преобладанием 2-й сигнальной системы // Вестник РУДН. - Серия «Психология и педагогика» - № 1. - 2014.  – С.60-67.
  5. Мирчетич М.А., Фомина Н.А. Особенности эмоциональности как свойства темперамента  лиц с преобладанием различных сигнальных систем // Российский научный журнал. Серия «История. Педагогика. Психология. Философия. Право». -  №2 (33). – 2013. – С. 118-123
Коментарі до статті:
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
inforum.in.ua@ukr.net