РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Рыжова Н. А.
доктор педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии,Московский городской педагогический университет

Экологическое образование (и, прежде всего,  экологическое образование в интересах устойчивого развития) является крайне актуальным направлением современной дошкольной педагогики и оказывает большое влияние на формирование личности ребенка [1,2,3,4]. Первой ступенью системы непрерывного экологического образования являются дети дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинает формироваться система ценностей, закладываются основы экологического мировоззрения. В школу ребенок приходит с уже определенной системой ценностей, со сложившимися привычками, у него уже частично сформировались навыки бытового поведения. В то же время именно система ценностей определяет многие поступки человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Поэтому так важна работа по экологическому образованию детей в детских садах и в семье, а также экологическое просвещение родителей, бабушек и дедушек.

Нами разработана программа по экологическому образованию дошкольников в интересах устойчивого развития «Наш дом – природа» [5], в которой большое внимание уделяется всстороннему развитию ребенка. Она направлена на формирование у детей (а также пе­дагогов и родителей) экологически ориентированной сис­темы ценностей, элементарных навыков экологически гра­мотного и безопасного поведения, воспитание у ребенка с раннего возраста бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту, понимания того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек - лишь часть природы. Важное значение придается нравственному аспекту: раз­витию представлений о самоценности природы, эмоцио­нальному положительному отношению к ней. Программа направлена на воспитание с первых лет жизни гу­манной, социально активной, творческой личности, способ­ной понимать, любить и беречь окружающий мир, и, прежде всего, свой город (поселок). Очень важно заинтересовать детей и родителей экологически­ми проблемами, сформировать у них познавательный ин­терес, научить видеть необычное в том, что окружает нас ежедневно, помочь понять необходимость соблюдения определенных правил пове­дения, осознать, что состояние приро­ды, окружающей среды зависит от действий каждого в своем дворе, квартире, в ближайшем парке. Таким образом у ребенка и у членов его семьи формируется активная гражданская позиция, которая предполагает ответсвенность за состояние окружающей среды и понимание того, что экологическая ситуация в мире зависит от действий каждого человека.  Именно по этой причине важно подчеркнуть, что экологическое образование – это не отдельное направление работы, его идеи должны пронизывать всю работу дошкольного учреждения.

В течение ряда лет педагоги многих детских садов вместе с детьми оформляют разработанный «Экологический паспорт детского сада» [6], который позволяет на самом простом уровне оценить окружающую среду в микрорайоне учреждения,  оценить его  территорию и помещения с точки зрения экологической безопасности и вовлечь детей в важную для города активность.   В последние годы все больше детских садов участвуют в детско-взрослых проектах. Вовлекая в них не только детей, но и, что очень важно, - целые семьи. При этом проекты выполняются в тесном сотрудничестве с общественными организациями, музеями, природными охраняемыми территориями, университетами, ботаническими садами и многими другими организациями. Расширяется тематика проектов. Теперь это уже не только проекты, связанные с охраной природы, но и проекты по энергосбережению («Откуда в детском саду свет?»), экономии воды (Откуда в детском саду вода»?. «Почему воду нужно беречь»), по проблеме мусора («Время собирать мусор») и даже изменению климата и его последствий.  Экологическое образование стало рассматриваться как важная часть образования для устойчивого развития.   

 Для реализации программы необходимо создать определенные условия. Это, прежде всего, экологизация развивающей предметно-пространственной среды, в которой развиваются ребенок, интеграция и экологизация всех видов детской деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности, изменение авторитарной формы общения с детьми на диалоговую, изменение мировоззрения педагогов и родителей, реализация деятельностного подхода к экологическому образованию. Например, важно, чтобы дети принимали посильное участие в различных социальных и эколого-социальных акциях (посадка деревьев, раздельный сбор мусора, сбор батареек, помощь природе с учетом ее законов и т. п.).  В предыдущие годы во многих дошкольных учреждениях были созданы (в том числе и при поддержке общественных организаций, родителей) экологические комплексы, экологические комнаты, исследовательские лаборатории, уголки природы. 

Есть еще одна причина, которая делает экологическое образование детей младшего возраста особенно значимым. Специалистами доказано, что для нормального развития ребенка нужно, чтобы он общался с природой. Современные дети чаще общаются с компьютером, чем с природой, поэтому так важно создать условия для общения детей с природой, в том числе и в детских садах. Такой подход обусловливает необходимость создания в детских садах условий для контакта детей с природой, в том числе экологических троп на территории и в здании детского сада, экологических лабораторий, уголков экспериментирования, мини-музеев природы и многого другого. Очень важно, чтобы в детских садах создавались озелененые участки с огородами, клумбами. Сегодня  во многих странах участки детских садов – это искусственные покрытия с пластиковым оборудованием. При возведении новых дошкольных учреждений территории оформляются только искусственными материалами, растения практически отсутствуют. Это резко снижает возможности для экологического образования и для сенсорного развития ребенка.

Таким образом, дошкольное образование играет очень важную роль в воспитании будущих граждан, в экологическом просвещении родителей. Более того, детский сад становится своеобразным центром социума, который объединяет различные общественные, государственные организации и отдельных людей для реализации идей экологического образования для устойчивого развития.

 

Источники и литература:

  1. Declaration of the 66th OMEP World Assembly and Conference (2014). Accessed 07/10/2014 http://www.worldomep.org/en/thank-you-for-coming-to-our-66th-world-assembly-and-conference-in-cork-ireland/  See also An Leanbh Óg (2015) 9, 11-12.
  2. Engdahl, I.& Arlemalm-Hagser, E. (2008).  Swedish preschool children show interest and are involved in the future of the world – children’s voices must influence education for sustainable development. The contribution of early childhood education to a sustainable society. Paris: UNESCO.
  3. Kaga, Y. (2008). Early childhood education for a sustainable world. The contribution of early childhood education to a sustainable society. (2008). Paris: UNESCO
  4. Рыжова, Н. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2001, 432 с. [Ryzhova, N. Ecological Education in a Kindergarten. M.Karapuz-Didactica, 2001, 432 p]
  5. Рыжова, Н.. Программа «Наш дом – природа». М.: Карапуз-дидактика, 2005, 192 с. [Ryzhova, N. Program “Nature is our Home”. M.: Karapuz-Didactica, 192 c.].
  6. Рыжова, Н.. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность. М.:Линка-Пресс, 2009, 361 с. [Ryzhova N. Ecological Certificate of Kindergarten. M.:Karapuz-Didactica, 2009, 362 p.]
Коментарі до статті:
Інесса Філіппова [12.05.2016 13:24]
ЕКОЛОГІЧНО ОСВІЧЕНІ ДОШКІЛЬНИКИ ЗБЕРЕЖУТЬ НАШУ ПЛАНЕТУ, ХОРОШИЙ ДОСВІД. ДУЖЕ КЛАСНО, ЩО Є ЕКОПАСПОРТ.
© inforum.in.ua, 2014 - 2024
+38 (068) 322 72 67
+38 (093) 391 11 36
inforum.in.ua@ukr.net