Одной из ключевых проблем для современной психологической науки и практики является проблема поиска новых методов и методик диагностики личности и ее свойств.
В связи с этим заслуживает внимания ее диагностика в рамках междисциплинарных, в частности психолингвистических исследований.
Изучение текста как продукта речевой деятельности языковой личности позволяет рассмотреть различные грани личности и определить ее особенности. В последние десятилетия активно развивается научная концепция целостного рассмотрения проявлений в речи свойств личности Н.А. Фоминой, разработанная на основе системно-функционального подхода к психологической структуре действий человека А.И. Крупнова и позволяющая рассмотреть особенности языковой личности в единстве ее лингвистических и психологических характеристик [1, 3].
Исследования, выполненные в рамках данной концепции, выявили проявления в речи различных типов саморегуляции (Н.А. Мирошкина/Фомина, 1992), индивидуально-типологических особенностей общительности, инициативности и настойчивости как характеристик активности, направленности и регуляции целостной личности (Н.А. Фомина, 2002), общительности педагогов и менеджеров (А.Ю. Агапова, 2009), активности в различных сферах жизнедеятельности (И.В. Чивилева, 2005), своеобразия интеллекта (С.В. Елгина, 2006), свойств темперамента (Л.А. Власова, 2007), особенностей ответственности (Т.М. Беспалова, 2008), любознательности (Н.А. Фомина, 2014), ценностных ориентаций (Т.В. Рогожкина, 2013), соотношения сигнальных систем (М.А. Мирчетич, 2014) и др.
Нами были исследованы особенности эмоциональной сферы личности и речевой деятельности 100 учителей-логопедов, осуществляющих коррекцию различных речевых нарушений детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях г. Рязани. Взаимодействуя со сложной категорией детей и их родителей, учителя-логопеды подвержены риску эмоционального выгорания, поэтому очень важно своевременно выявлять его стадии и проводить профилактическую работу по предупреждению его возникновения. Экспресс-диагностика состояния их эмоциональной сферы может осуществляться по особенностям речи.
С помощью методики В.В. Бойко было обнаружено формирование у большинства учителей-логопедов симптомов выгорания в фазе резистенции, т.е. доминирование неадекватного избирательного эмоционального реагирования, редукция сферы профессиональных обязанностей, нарастание сопротивления стрессу, переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоциональный дефицит и расширение сферы экономии эмоций [4].
Методика многоуровневого анализа текста как продукта речевой деятельности, разработанная Н.А. Фоминой, позволила установить, что речь учителей-логопедов, являющаяся не только средством межличностного взаимодействия с детьми, их родителями, педагогами и другими специалистами, но и инструментом профессионального воздействия и образцом для подражания, грамотна, связна, динамична, полно отражает денотатную схему ситуации, логична, последовательна. Кроме того, в ней находят отражение такие их психологические особенности, как социоцентрическая мотивационная направленность на удовлетворение интересов и потребностей других людей, склонность к осмыслению, высокий уровень внутренней саморегуляции, а также преобладание стенических эмоций при сдержанном их проявлении в целом [5,7], (несмотря на то, что работа с детьми дошкольного возраста диктует необходимость особой речевой выразительности и эмоциональности).
В данной статье дан анализ связей симптомов эмоционального выгорания учителей-логопедов и психологических характеристик их речевых действий.
При проведении корреляционного анализа были обнаружены отрицательные связи выявленного у 24% педагогов симптома личностной отстраненности, который проявляется в полной или частичной утрате интереса к людям, а также симптома психосоматических и психовегетативных нарушений (в фазе резистенции он у 8%, в стадии формирования - у 36%), характеризующегося ухудшением психического и физического самочувствия, с нечастым употреблением ими смысловой категории оценочности, характеризующей эмоциональность их речи (предметно-ориентированной оценочности, например, «это профессия нелегкая, так как всегда нужно быть во всеоружии», «труд учителя стал еще тяжелее», «быть учителем благородно», «переоценить труд логопеда невозможно» и эмоциональной оценки, например, «Виктор Иванович замечательный учитель, про таких людей говорят: «От Бога», «материал был преподнесен так доступно…», «очень жаль, что такого педагога не было в школе у моей дочери», «…первые дни мне было просто страшно посещать школу»). Это указывает на то, что, чем более выражены у педагогов личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения, тем менее эмоциональна их речь, в частности меньше категорий оценочности они используют. С другой стороны, большее осмысление и оценка педагогической профессии, ее важности, трудностей, требований к современному учителю, а главное, ее будущего, что составляет содержание большинства текстов-высказываний, снижает выраженность вышеназванных симптомов эмоционального выгорания, т.е. помогает учителям-логопедам бороться с ними.
Таким образом, наличие связей между особенностями эмоциональной сферы языковой личности и продуктами ее речевой деятельности свидетельствует о возможности диагностики психологических особенностей личности по ее речи.
Источники и литература:
- Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности: монография. – Рязань, «Узорочье», 2002.
- Фомина Н.А. Проявления различных свойств языковой личности в речевой деятельности / Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова: Коллективная монография / Научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. – М.: РУДН, 2014.– С. 446 - 473.
- Фомина Н.А. Соотношение различных свойств языковой личности и особенностей ее речевой деятельности // Язык, речь, личность в зеркале психолингвистики: Монография /Л.В Засекина, С.В. Засекин, А.Л. Лавриненко и др.; под ред. Л.В. Засекиной. – Луцк: Вэжа -Друк, 2014. – 292с. – С. 126 -148.
- Фомина Н.А., Леева А.Н. Эмоциональное выгорание учителей логопедов в процессе профессиональной деятельности // Психолого-педагогический поиск. - № 2. - 2012. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина. – С.165 - 172.
- Фомина Н.А., Леева А.Н. Особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов и их отражение в речевой деятельности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика - № 4. - 2014. – С. 40 - 48.
- Фомина Н.А. Индивидуально-типологические особенности любознательности и речевая деятельность студентов // Человеческий капитал. - 2014, № 7 (67). – С.55 - 60.
- Фомина Н.А., Леева А.Н. Общительность и выраженность в речи особенностей эмоционально-волевой сферы личности учителей-логопедов // Психолингвистика. - №10. - 2012. – Украина: Переяслав-Хмельницкий. – С.120 - 129