Современные экологические проблемы невозможно решить без изменения системы ценностей подрастающего поколения и формирования у него навыков устойчивого и безопасного для окружающей среды поведения. В настоящее время природа, ее ресурсы не входят в систему ценностей большинcтва взрослого населения, что связано с антропоцентрической парадигмой образования прошлого столетия. Многие люди cчитают, что не могут оказать влияния на решение экологических проблем. На самом деле любой человек каждый день оказывает воздействие на окружающую среду, используя воду, энергию, бумагу, покупая товары, отдыхая в парке, передвигаясь на автомобиле, выбрасывая мусор. С каждым годом все сильнее ощущаются результаты глобального потепления, но мало кто осознает, что сегодня каждый, кто потребляет энергию, вносит свой вклад в повышение температуры атмосферы. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно воспитывать у подрастающего поколения новую систему ценностей, в которой важное место отводится сохранению природы и улучшению состояния окружающей среды. Современные детские сады обладают уникальными возможностями для экологического образования детей, родителей и педагогов. Многие дошкольные образовательные организации эти возможности успешно реализуют. Однако все еще бытует мнение о том, что создавать условия для экологического образования должны только те детские сады, которые занимаются этой проблемой углубленно. Получается, что если детский сад выбрал интеллектуальное или художественно-эстетическое направление работы, экологическим образованием ему заниматься уже не обязательно. Однако это неверный подход, так как экологическое образование – это не развитие каких-то определенных способностей ребенка, не усвоение им дополнительных знаний, это формирование основ мировоззрения будущего гражданина. И неважно, кем он станет – политиком, художником, поэтом, программистом или рабочим. В любом случае ему придется взаимодействовать с окружающей средой. Неслучайно образование для устойчивого развития, основой которого является экологическое, называют образованием для всех.
От того, какие установки сегодня получат дети, зависит их здоровье и состояние окружающей среды в будущем. Для того чтобы воспитывать дошкольников, нужны экологически грамотные педагоги и поддержка родителей. Любая дошкольная образовательная организация так или иначе связана с самыми разными организациями, учреждениями своего населенного пункта. Поэтому детский сад нами рассматривается как своеобразный центр, который может внести большой вклад в формирование личности, ответственной за состояние окружающей среды, желающей ее сохранять и осуществляющей на практике идеи устойчивого развития. Однако не каждый детский сад может обеспечить такое развитие детей. Наиболее благоприятные условия для развития ребенка в гармонии с окружающей средой создаются в "зеленом детском саду". В последние годы такие образовательные учреждения становятся все более популярными, особенно в Ирландии, Канаде, Австралии [1,4,6]. Существует специальная международная программа "Зеленый флаг" [5], которая предполагает изменение жизни всего детского сада и выполнение коллективом семи шагов: создание совета из детей и взрослых, управление отходами, экономию ресурсов и т.п. Выполнившая все условия организация получает на год зеленый флаг.
Нами разработан "Экологический паспорт детского сада", который реализован во многих детских садах [2]. Данный неофициальный документ может рассматриваться как основа для зеленого детского сада [3]. Нередко его оформляют как специальный проект, в котором активно участвуют дети, педагоги и родители. Главная задача этого проекта -- изменение системы ценностей детей и взрослых в процессе исследования своего ближайшего окружения (включение в эту систему ценностей природы и окружающей среды). "Экологический паспорт" позволяет получить достоверную информацию о реальной экологической ситуации района, округа, в котором расположено дошкольное учреждение, его территорию, здание, помещения, использование ресурсов, материальную, техническую и профессиональную базу. Анализ этих данных помогает педагогам определить меры по возможному улучшению состояния окружающей среды, здоровья детей и взрослых и определить необходимые шаги на пути реализации идей «зеленого детского сада» и формирования у детей новой, экоцентрической системы ценностей.
Литература
- Методика преподавания предмета "Окружающий мир". Учебник и практикум. М.:Юрайт, 2016. 306 с.
- Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность. М.:Линка-пресс, 2009. - 256 с.
- Рыжова Н.А. Зеленый детский сад. М.:Мосприрода,, 2016. -- 210 c.
- Engaging the youth of today to protect the climate tomorrow. URL: http://www.ecoschools.global/
- Green Flag - Eco-Schools program. URL: https://flagspot.net/flags/int_ecos.html
- Green Schools Ireland. https://greenschoolsireland.org/themes/global-citizenship-litter-waste/